Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности и как учитель, я обязана формировать творческие способности детей, развивать логическое мышление и умение адаптироваться к жизни.
Я считаю -главной задачей обучения татарскому языку является развитие коммуникативной деятельности школьников. Поэтому на первый план в качестве важнейшей цели обучения я выдвигаю формирование умений и навыков речевого общения или коммуникации. Основной целью обучения татарскому языку является формирование, развитие коммуникативной деятельности школьников и обучение практическому овладению языком. Результатом своей деятельности, я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по татарскому языку и литературе. Умение их применять на практике. При изучении любого языка человек старается научиться его коммуникативной деятельности. Поэтому, будучи учителем татарского языка и литературы работаю над методической темой «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках татарского языка и литературы».
Основным результатом своей деятельности я считаю, получение детьми прочных знаний, умений, навыков по предмету, умение их применять на практике. Я всегда стараюсь к более высокому уровню результативности в работе, отстаивая свои позиции, и стараюсь достичь поставленной цели.
Информационно- коммуникативные технологии вовлекают школьников в познавательную деятельность. Применение информационно –коммуникативных технологий позволяет сделать уроки более интересными , следовательно активизировать познавательную деятельность .обучающихся , проводить занятия на более высоком уровне.
Целью моей педагогической деятельности является интенсификация обучения татарскому языку с использованием компьютерных технологий. Одна из основных целей обучения на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения татарскому языку по новым ИК технологиям.
Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?
Для достижения заданных целей мне понадобилось изучить теории современных технологий, изучить возможности компьютера, а затем использовать ИКТ в процессе обучения татарскому языку. Для этого были поставлены следующие задачи:
ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ
освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике
апробировать методы информационно –коммуникативных технологий на уроках татарского языка и литературы
Свою деятельность обучения татарскому языку с применением информационно –коммуникативных технологий я составила свой план самообразования . Который состоит из диагностического, прогностического, практического и обобщающих этапов.
В диагностическом этапе я изучила сущность новых педагогических технологий.
В прогностическом этапе изучила мотивацию обучения, составила творческий план развития профессиональной компетенции.
В практическом этапе разработала планы уроков с использованием ИКТ.
В обобщающем этапе будет подведение итогов.Распространение опыта работы . Определение перспектив дальнейшего развития
Урок с использованием ИКТ технологий имеет свои методические возможности и преимущества:
* повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления;
*возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач, за счет практической обработки учебной информации на компьютере,
*организация индивидуальной работы школьников, развитие их познавательной самостоятельности и творчества,
*повышение мотивации к учению за счет привлекательности
компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов,
*развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся,
*формирование навыков работы с информацией (производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др.), способствуя тем самым формированию информационной культуры школьников.
2. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, я экономлю до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Использование ИКТ на уроках татарского языка и литературы веду по следующим направлениям :
1.Работа в программе Maicrosoft,Pablisher, PowerPoint.
Создание комплекта дидактики по предмету, разработка комплекта раздаточного материала. Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
увеличивает объем использования наглядности на уроке
Создание онлайн тестов.В школе есть мобильный класс там проводим онлайн тесты и проверочные работы.
Записываю аудио задания.
2. Работа с мультимедийными презентациями. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:
- как форма проверки домашнего задания;
- как способ создания проблемной ситуации;
- как способ объяснения нового материала;
- как форма закрепления изученного;
3. Использованеие ресурсов сети интернет :
Использование электронных энцеклопедий.
Чтение художественной литературы в электронном варианте.
Создание онлайн кроссвордов .
Виртуальные экскурсии в музеи (Виртуальный музей Великой Отечественной Войны, Виртуальный музей естественной истории Татарстана).
Электронные словари и энциклопедии.
Прослушивание художественной литературы в электронном варианте.
4.Создание копилки DVD,CD. На уроках татарского языка прослушиваем аудиодиски по учебнику Р.Р Нигматуллиной «Татарча да яхшы бел», а на уроке татарской литературы произведений с целью демонстрации красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.
Мною разработаны ряд открытых уроков и мероприятий с использованием компьютерных технологий.
Используя информационно- коммуникативные технологии не надо забывать и о санитарных нормах .Соблюдение баланса между средствами ИКТ и средствами человеческого общения (Планируя урок с использованием ИКТ, учитель должен уметь находить разумное соотношение между мультимедийной и традиционной составляющими урока в зависимости от этапа и согласно санитарно-гигиеническим нормам для разных возрастных категорий учащихся):
Я уверена, что ИКТ на уроках татарского языка и литературы, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы. Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках.